КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ЛЕВОБЕРЕЖНОЙ ЧАСТИ ВОРОНЕЖА БЫЛА ПРЕДСТАВЛЕНА НА ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОМ СОВЕТЕ

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ЛЕВОБЕРЕЖНОЙ ЧАСТИ ВОРОНЕЖА БЫЛА ПРЕДСТАВЛЕНА НА ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОМ СОВЕТЕ
25 ФЕВРАЛЯ 2016 ГОДА В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ ОБЛАСТИ СОСТОЯЛОСЬ ОЧЕРЕДНОЕ ЗАСЕДАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО СОВЕТА

Основной темой для обсуждения стал «Проект планировки территории, ограниченной Вогрэсовским мостом, ул. Брусилова, Ленинским проспектом и ул. Димитрова в г. Воронеж» (Разработчик: БУ ВО «Нормативно-проектный центр»).

Проект планировки территории разработан применительно к прибрежной территории левого берега города Воронежа от Вогрэсовского моста до ул. Димитрова, с увязкой размещения ряда спортивных объектов (центр гребли на байдарках и каноэ, центр гребного и парусного спорта, а также центра спортивной гимнастики), ТЦ «Европа» и содержит предложения по резервированию коридоров и установлению красных линий для развития улично-дорожной сети и линейных объектов.

Представленная на рассмотрение документация по планировке территории, выполнена в соответствии с заданием на проектирование, выданным управлением архитектуры и градостроительства Воронежской области и согласованным управлением главного архитектора г. Воронежа. Данная работа осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территории, путем создания градостроительных условий для ее поэтапного освоения, в том числе для обеспечения своевременного резервирования земель для государственных и муниципальных нужд. Материалы утвержденного проекта планировки послужат основой для дальнейшего развития территории левого берега города, посредством строительства ряда объектов регионального и местного значения, развития парковой и рекреационной инфраструктуры, реконструкции дорог и сетей инженерно-технического обеспечения.

В части определения функционального назначения набережной Авиастроителей акцент сделан на развитие спортивных объектов.

Важнейший смысловой узел – Центр гребли на байдарках и каноэ, размещение которого предлагается на островной территории акватории водохранилища (Проект разрабатывает ЗАО Проектный институт «Гипрокоммундортранс»). Проектом предлагается разместить не только соревновательную, но и тренировочную гребную базу на территории старой дамбы, которая традиционно использовалась для занятий гребными видами спорта, а также – как место отдыха горожан. Положительное заключение государственной экспертизы на объект получено в декабре 2015 года.

Опорным объектом проекта планировки является парк «Алые паруса», который позиционируется как композиционное ядро многофункциональной рекреационной зоны.

В качестве проектного предложения в проекте планировки территорию вдоль водохранилища планируется разделить на 3 фрагмента:

1. Фрагмент спортивной набережной от ул. Димитрова до ул. Брусилова предполагается сформировать как полноценную благоустроенную проезжую часть с дальнейшим развитием в северном направлении.

2. Фрагмент набережной от ул. Брусилова до ул. Арзамасская предлагается позиционировать как единый центр отдыха и развлечений в структуре парка «Алые паруса» с развитой инфраструктурой прогулочных и велосипедных маршрутов.

Проектом формируются площадки для активных видов спорта, таких как пляжный волейбол, большой теннис, баскетбол, минифутбол, и участки для строительства малых, некапитальных строений для обслуживания населения – спортивное кафе, пункты проката и т.п.

3. Набережная Авиастроителей: Прибрежный пояс сформирован пешеходно-прогулочной зоной с усиленным озеленением по принципу Терренкура.

Также в структуре развития территории набережной предусмотрено формирование и резервирование участков следующих объектов:

Строительство храма в честь святителя Митрофана – первого архиепископа Воронежского. Предлагаемая площадка для строительства храма выбрана на территории недействующей водоподъёмной станции площадью около 2 Га.

Этот объект позволит сформировать важный силуэтный акцент панорамы Левобережья. Гармоничная интеграция храма в парковую среду создаст планировочную взаимосвязь между парком и храмом. На данный момент разработана только архитектурная концепция.

У территории запланированного храмового комплекса предусмотрена организация автостоянки двойного назначения, которая обеспечит машиноместами посетителей храма и парка «Алые паруса» в дневное время, в ночное время - автостоянка может использоваться жильцами прилегающих к парку кварталов.

Рядом с предполагаемым местом размещения храма находится водная база парусного спорта, которая не изменит своего функционального назначения.

Проектом планировки предлагается развитие существующего объекта путем строительства «Центра гребного и парусного спорта» и школы при этом центре. В рамках проекта планировки предложен эскизный вариант объекта. Более детальная проработка отведенной территории возможна на этапе подготовки проектной и рабочей документации.

Поскольку вдоль Ленинского проспекта формируется зона активного отдыха, то не менее важным акцентом станет «Центр спортивной гимнастики». Этот объект может взять на себя обслуживание и содержание открытых спортивных площадок на прилегающей территории. В рамках подготовки документации по планировке территории предложен эскизный вариант данного объекта.


Ведущая роль в предпринимательской деятельности в границах проектирования принадлежит ТЦ «Европа», который размещается на пересечении Ленинского проспекта и ул. Брусилова и также формирует планировочный акцент общей композиции.

Последней важной задачей в рамках проекта планировки, является определение и резервирование площадки для строительства слипа (сухого дока) для ремонта и обслуживания корабля «Гото-предестинация».

На данный момент участок под строительство слипа определен рядом с мостом ВОГРЭС, по соседству с тренировочной площадкой МЧС. В общей планировочной структуре набережной строительство такого сооружения не окажет отрицательного влияния на эстетическое восприятие всего градостроительного комплекса.

Для устойчивого развития территории, с учетом существующих градостроительных ограничений, в проекте сформированы и предложены к утверждению красные линии, которые позволят отрегулировать и упорядочить квартальную застройку.

Основной градостроительный анализ транспортного каркаса проводился с привлечением специалистов ООО «Киносарг», а также при консультации специалистов «ЦентрДорСервис» и «ГипроДорНии». Нормативный расчет обеспеченности автопарковочными местами принят в соответствии с требованиями местного норматива градостроительного проектирования.

Более детальная проработка транспортных развязок будет осуществляться на последующих стадиях проектирования заказчиками по развитию улично-дорожной сети города.

Проект планировки в объеме вышеназванных первоочередных задач послужит на ближайшее десятилетие основой для устойчивого развития и формирования облика левобережной части города.

Проект планировки территории, ограниченной Вогрэсовским мостом, ул. Брусилова, Ленинским проспектом и ул. Димитрова в г. Воронеж был одобрен членами регионального градостроительного совета с учетом проведения дополнительной работы по размещению организованных стоянок и автопарковок, и рекомендован к утверждению.

Вторым вопросом было рассмотрение архитектурной концепции торгового центра «Европа», презентованной ООО ГК «Промресурс».

Площадка ТЦ «Европа» расположена на перекрёстке улицы Брусилова и Ленинского проспекта и входит в состав вышеуказанного проекта планировки территории. Объект на данной территории имеет важное градостроительное значение, как с точки зрения развития транспортной инфраструктуры узла ул. Брусилова – пр-т Ленинский, так и для формирования целостности облика левобережья.

Благодаря предстоящему развитию на данной территории объектов спортивной и рекреационной инфраструктуры, проектируемый центр имеет большой потенциал и может стать одним из наиболее популярных мест для жителей города, удовлетворяя потребности не только покупателей, но и посетителей, отдыхающих в близлежащей парковой зоне.

Торговый центр спроектирован с учетом специфики микрорайона и гармонично впишется в сложившийся архитектурно-ландшафтный ансамбль города, а также в природу участка и рельеф местности. Характер рельефа позволяет организовать входные группы и террасы кафе с панорамными видами на водохранилище.

В зону охвата торгового центра попадает население близлежащих кварталов, которое на данный момент не обслуживается качественными торговыми центрами.

Участок имеет хорошую транспортную доступность. Два уровня парковки обеспечивают торговый центр необходимым количеством машиномест (250 м/мест).

Основная цель создания торгового центра – надёжное, стабильное, круглогодичное снабжение населения г. Воронежа качественными, сертифицированными отечественными продуктами питания и промышленными товарами в широком ассортименте. Все загрузочные зоны удачно расположены с архитектурной точки зрения и скрыты от глаз посетителей, при этом они обеспечивают хорошую стратегию обслуживания.

Концепция фасадов основана на визуальном выделении ключевых зон, таких как основной атриум-галерея, террасы кафе и входные группы.

Кровля - как пятый фасад здания, разделена на несколько объемов – наклонная для линзообразной галереи, прямая завышенная для офисных помещений гипермаркета и в форме волны для основного объема гипермаркета с изящными изогнутыми фонарями верхнего света.


Финансирование проекта осуществляется за счет собственных средств предприятия.

На сегодняшний момент собраны все технические условия, подготовлен градостроительный план земельного участка.

В рамках обсуждения, концепция ТЦ «Европа» одобрена для последующей разработки проектно-сметной документации. Руководству ООО ГК «Промресурс» и администрации городского округа город Воронеж рекомендовано заключить соглашение о благоустройстве территории, примыкающей к торговому центру и выходящей к акватории водохранилища.

Концепция реконструкции и развития парка «Орленок» была презентована ООО «Стадия ПР».

Парк культуры и отдыха «Орленок» является рекреационной зоной общегородского значения и расположен в центральном районе городского округа город Воронеж. Территория парка «Орленок» имеет исторически сложившуюся планировочную структуру и функциональную организацию, которые необходимо учитывать при разработке проектных решений.

Несмотря на реконструкцию, территория парка требует проведения комплексных работ по благоустройству, отвечающего потребностям различных слоев населения и города в целом.

Концепцией предлагается деление территории на шесть зон: прогулочная, мемориальная, зона существующего детского центра, зона аттракционов, зона молодежного центра и центральная зона.

В прогулочной зоне предполагается размещение беседок и мест для тихого отдыха, а также планируется расширить зону зеленых насаждений, включая монтаж автоматической системы полива и обустройство цветочных клумб.

В зоне молодежного центра предполагается открытый амфитеатр, где планируются проводить форумы и различные городские мероприятия. Конструкция здания молодежного центра выполнена из экологически чистых материалов.

В зоне тихих аттракционов будут размещены карусели, игровые симуляторы, башня свободного падения и т.п.

Со стороны южного входа запланирована зона существующего детского центра. Фонтан, площадью 440 кв.м. на этой территории будет полностью реставрирован, также на территории планируется разместить зеленый лабиринт и уличные шахматы.

Зоны разделены аллеями, которые сходятся в центральной зоне с главным фонтаном, реставрация которого позволит вернуть первоначальный облик. В зимний период времени пешеходные дорожки и тропинки переоборудуют в ледовый каток, на территории которого будут располагаться пункты проката, а также теплые кафе.

В данный момент парк имеет 6 неорганизованных входов, на этих местах будут построены новые входные группы в стиле уже существующих, тем самым подчеркивая историческую ценность парка.

В соответствии с представленной Концепцией, строительные работы рассчитаны на 36 месяцев таким образом, что все они будут разделены на несколько этапов, благодаря чему, парк на время реконструкции закрываться не будет. Планируемая сумма инвестирования по данным разработчиков составит порядка 490 млн. рублей.


Концепция разработана с учетом того, что благоустроительные работы в парке предполагается вести с использованием принципов муниципально-частного партнерства в рамках Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

В ходе заседания Совета в адрес концепции был высказан ряд существенных критических замечаний, касающихся как архитектурно-художественных составляющих, так и принципиальных подходов к реализации будущего проекта.

Так, в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа город Воронеж, рассматриваемая территория располагается в территориальной зоне с индексом Р1 - «Зона зеленых насаждений общего пользования». Данная зона выделена для обеспечения правовых условий сохранения и использования земельных участков озеленения в целях проведения досуга населения.

Концепция реконструкции парка «Орленок» предусматривает сокращение зеленых насаждений с увеличением площади мощения и размещением объектов капитального строительства (кафе, рестораны). В то же время, технико-экономические показатели, определяющие основные параметры реконструкции территории парка, а также предполагаемые объемы застройки капитальными объектами на Совете представлены не были. Также, недостаточно проработан вопрос организации временного хранения автотранспорта.

Подход к финансированию реконструкции парка «Орленок» с использованием принципов муниципально-частного партнерства впоследствии может привести к перенасыщению территории и сценарно-событийного наполнения парка различными видами платных услуг. В перспективе это будет сопряжено с рисками роста социальной напряженности, как со стороны местных жителей, так и потенциальных посетителей парка, привыкших за последние годы к успешной практике реконструкции социально-значимых общественных пространств на принципах их функциональной общедоступности и ориентированности на различные социальные группы.

По итогам рассмотрения данного вопроса, концепция была рекомендована к существенной доработке, в том числе необходимости определения функциональной категории парка, а также формирования технического задания на разработку архитектурно-градостроительной концепции будущего парка, с повторным рассмотрением вопроса.